Показано с 1 по 3 из 3

Тема: Немного о дрессировке

  1. #1
    Administrator Аватар для Кай-Барс
    Регистрация
    11.11.2010
    Адрес
    Москва, Южное Шайтаново
    Сообщений
    1,207

    По умолчанию

    Дрессировочные мотивации

    Дрессировочные мотивации или на чём должна строиться дрессировка.
    В основе любого дрессировочного процесса должен, прежде всего, лежать постоянно подогреваемый у собаки интерес к работе и только потом – на втором месте должны стоять способы принуждения, и на третьем – применяемые в исключительно крайних случаях наказания. Заинтересовать собаку можно различными способами: игрой, пищей или просто похвалой. Вопреки расхожему мнению многих инструкторов не существует животных, которых было бы невозможно чем-либо заинтересовать, существуют отдельные особи к которым не нашли подхода из-за недостаточного усердия или недостатка опыта дрессировщика. Прежде чем начать дрессировку нужно точно подобрать тот способ мотивации, который будет наиболее эффективен для конкретной собаки. Какой способ применять, можно определить, наблюдая за собакой, проверяя, на что лучше реагирует собака: на любимую игрушку, на лакомство или на щедрую похвалу. В дрессировке можно выделить несколько мотиваций: игровую, пищевую, физическую и голосовую (звуковую), о них ниже.

    Игровая мотивация
    Дрессировку собаки нужно начинать с игры и тем самым привить ей интерес к работе. Во время игры у собаки проявляются такие качества как охотничий инстинкт (преследования), способность к аппортировке и чувство собственника.
    Именно в игре детёныши диких предков наших собак приобретали навыки, необходимые для добывания пищи и защиты от своих природных конкурентов. В щенячьем возрасте у собаки закладывается тот стереотип поведения, руководствуясь которым она будет действовать всю свою жизнь.
    У щенка следует поощрять и развивать стремление бежать за предметом, носить его в зубах и бороться за обладание им. Чтобы получить игрушку собака должна проделать определенное действие необходимое вам - выдержать борьбу, пройти рядом с вами, преодолеть какое-то препятствие. Посредством игры можно также привить собаке основы аппортировки (подачи предмета). Из игры собака должна выйти победителем, то есть хозяин должен сделать так, чтобы собака почувствовала свою победу. После борьбы или преследования предмета собака должна получить добычу, но не нужно отдавать добычу собаке в неограниченное пользование - давать собаке окончательно «насытиться» победой, иначе она на длительное время потеряет интерес к предмету. Нужно дать собаке немного поносить игрушку в зубах, после чего забрать и спрятать. Собака должна усвоить, что игрушка находится у вас и без вашего участия игра невозможна.
    При правильном подходе с возрастом у собаки появится потребность в работе, ведь ей с детства внушали, что работа это весело и интересно. Но нельзя допускать, чтобы собака работала только когда ей захочется. На начальном этапе нужно выбирать наиболее удачное время для занятий, когда собака голодна и не устала. После еды с собакой заниматься бесполезно из-за того, что сытое животное не испытывает потребности в движении, ему требуется отдых и время для переваривания пищи. Голодный хищник ищет способ добыть пищу, он готов пробежать много километров в погоне за своей добычей, он полон сил и энергии.

    Пищевая мотивация.
    Но игровая мотивация может быть неприемлема для отдельных недостаточно активных или не проявляющих интереса к игре с предметом животных. Что же тогда? Прибегать только к силовым методам дрессировки, превращая дрессировочный процесс в скучную, изнуряющую собаку и проводника муштру? Кроме игровой существует еще и пищевая мотивация суть её заключается в том, чтобы привлечь собаку к выполнению определённого действия при помощи лакомства. Лакомство-это не просто еда - банальная пища, это материализовавшаяся похвала, исходящая от хозяина и именно это важно. Кусочек из рук хозяина для собаки ценнее целой миски таких же кусков. В качестве лакомства можно использовать кусочки мяса или сыра, нарезанные так, чтобы собака могла их быстро съесть, долго не пережевывая. Лакомство должно лежать так, чтобы его можно было быстро и легко достать, и в то же время оно должно быть хорошо изолировано и не отвлекать собаку. Перед тренировкой нужно позаботиться о том, чтобы лакомства хватило на всё время занятий. Лакомство должно исходить от дрессировщика сразу после выполнения требуемого действия не в коем случае не до и не во время, иначе собака не поймет, чего от неё хотели. Я повторюсь, сказав, что заниматься нужно только с голодным животным, это особенно важно, когда дрессировка строится на пищевой мотивации. Лакомством также не стоит злоупотреблять, в противном случае собака будет работать только в присутствии пищи.

    Физическая и голосовая мотивации.
    Кроме вышеперечисленных игровой и пищевой существуют ещё физическая и голосовая мотивации они играют чаще вспомогательную, чем основную роль в дрессировочном процессе. Под физической мотивацией понимают любое физическое воздействие, поощряющее (поглаживание, похлопывание), корректирующее или карающее. В редких случаях за основу приходится брать физическую мотивацию, когда невозможно добиться результатов другими способами, например, когда начали дрессировку уже взрослого, упрямого или агрессивного животного. Под голосовой мотивацией понимают голосовую интонацию, которой дрессировщик воздействует на собаку, воздействие может быть поощряющее или неодобрительное. Для некоторых собак, особенно привязанных к своему хозяину, его похвала является лучшим стимулом к работе.
    Нужно помнить, что для достижения наилучшего результата в дрессировке, чтобы собака охотно и безотказно работала в любых условиях, необходимо совмещать способы мотивации. Например, если строить дрессировку только на игре, собака может выполнять навык неточно либо вообще отказаться от работы, когда это ей надоест. Если дрессировка построена только на пищевой мотивации, то собака будет работать только при виде лакомства, так как работают цирковые животные. Напротив применяя только физическую мотивацию можно добить от собаки полного отвращения к работе, собака будет работать вяло, с огромной неохотой и рано или поздно откажется работать.
    От мотивации нельзя отказываться даже по окончанию дрессировочного процесса, такую часто встречающуюся ошибку делают дрессировщики, применяющие игровую или пищевую мотивацию, просто нужно уменьшить её частоту (давать собаке корм, отдавать игрушку после выполнения упражнения или же вообще в конце тренировки). И конечно нужно по мере необходимости поощрять собаку голосом. Конечно же после окончания дрессировочного процесса играют коррекционно-шлифовочную роль, например при подготовке к испытаниям.
    Правильный выбор мотивации целиком и полностью зависит от дрессировщика. От правильно подобранной мотивации зависит успех или полный крах всей дрессировки. При неправильном выборе мотивации дрессировка может быть недостаточно эффективной или же вообще бесполезной.
    __________________________________________________ __________________
    Смерть стОит того, чтобы жить, а любовь стОит того, чтобы ждать. В.Цой


  2. #2
    Administrator Аватар для Кай-Барс
    Регистрация
    11.11.2010
    Адрес
    Москва, Южное Шайтаново
    Сообщений
    1,207

    По умолчанию

    «Контакт глазами» за пять секунд

    «Контакт глазами», «визуальный контакт», «фокус», «концентрация» - это разные названия одного и того же навыка, который используется в очень многих профессиональных методиках дрессировки собак и даже является базой, на которой строятся упражнения по послушанию в различных видах кинологического спорта, таких как ИПО, обидиенс.

    В обиходе российские дрессировщики называют упражнение по выработке этого навыка «гляделками». В этой статье очень хорошо рассказано, как организовать обучение «гляделкам» правильно, чтобы не только научить собаку внимательному ожидающему взгляду, но и сделать так, чтобы собака становилась «активно» внимательной, если далее предстоит работа.
    Как вам такая идея, впечатляет? Пять секунд! Не минут, и не дней или недель. Сейчас мы говорим не о «соревновательном», безукоризненном контакте глазами, а о таком, при котором мы можем получить от собаки ясную реакцию: «Я тебя понимаю», которая следует сразу за реакцией: «Это? То, что ты хочешь?». Мы не устаем улыбаться, когда мы видим, что собака достигает этой стадии понимания.
    Это очень простое, однако элегантное упражнение, описанное ниже, автор использует на всех тренингах – для щенков, по общему послушанию и соревновательных - для того, чтобы положить началу чудесному обоюдному процессу коммуникации, который дает контакт глазами паре человек-собака. Это упражнение может быть полезно в большей степени проводнику, нежели собаке, потому что учит его более эффективно работать с моментом поощрения и наказания, используя при этом метод обучения, который позволяет поддерживать высокую мотивацию собаки во время выполнения упражнения.



    Восемьдесят процентов собак и проводников достигают успеха немедленно. На наших занятиях бывает обычно только одна или две собаки, у которых возникают проблемы по причинам, которые я поясню ниже. Самая потрясающая часть упражнения для инструктора – видеть реакцию хозяйки, собака которой начинает осознавать, чего от нее хотят.

    ФРОНТАЛЬНАЯ ПОСАДКА
    Чтобы начать работу над контактом глазами со щенком или взрослой собакой, мы сначала учим их с помощью лакомства сидеть перед владельцем. Для того, чтобы правильно использовать лакомство и привести собаку в фронтальную позицию, рука с лакомством держится выше головы собаки, но при этом плотно прижимается с телу проводника, в таком положении, как будто он застегивает молнию на брюках. Если держать лакомство над головой собаки, то это приведет к тому, что собака отодвинется от проводника. А нам нужна близкая, фиксированная посадка.

    Понятно, что животное должно быть хорошо мотивированным на еду. Если собака не заинтересована в корме, то достаточно трудно заставить ее сидеть, не говоря уже о контакте глазами. Собаки, которые заинтересованы в лакомстве, будут активно работать за него, и не только потому, что хотят его съесть.

    Большинство собак, не заинтересованных в лакомстве, не интересуются им потому, что их перекармливают или вовсе неправильно кормят, но есть и такие собаки, у которых от природы отсутствует нормальный, активный аппетит.

    Проводник также может столкнуться с проблемами, если его собака нервная, пугливая или слишком робкая. Для большинства таких собак успех приходит как только они становятся более уверенными во фронтальной позиции.

    Если у собаки есть высокий интерес к объекту-добыче, то можно использовать мячики или игрушки для того, чтобы ими мотивировать любое вызванное поведение. Поскольку уровень драйва при использовании игрушки может быть больше, чем при использовании лакомства, многие проводники бывают просто ошарашены слишком буйной реакцией собаки на игрушку. Вот почему мы рекомендуем начинать работать именно с лакомством.

    ОБУСЛОВЛЕННЫЙ КОНТАКТ ГЛАЗАМИ
    Как только собака начинает стабильно сидеть в положении перед проводником, мы начинаем обучать ее обусловленному, не вызванного визуальными сигналами, контакту глазами.

    Собака с помощью лакомства переводится в положение сидя перед проводником, как это описано выше. После этого проводник прячет руку за спину. И ничего не говорит, абсолютно ничего!!!! Когда собака поднимет глаза и встретится с проводником взглядом, ее тут же хвалят и дают лакомство.

    ОШИБКИ СОБАКИ
    Что может произойти перед тем, как собака начнет искать ваш взгляд?

    Поскольку лакомство исчезло, первая вещь, которую может сделать собака – это попытаться его найти. Обычно собаки лишь мельком пытаются взглянуть за спину проводника с обоих сторон перед тем, как поднять глаза (то, что руки держатся за спиной, а не по бокам, позволяет привести ситуацию к виду «черное-белое» как для собаки, так и для проводника). Через несколько секунд собака требовательно посмотрит в глаза проводника, как бы говоря: «Ну, где оно?». Как инструкторы, мы всегда ощущаем некоторый трепет, также как и проводник, который начинает чувствовать обратную связь со своей собакой.

    Иногда собака может встать, чтобы найти лакомство или начать делать что-то другое. В этом случае проводник должен снова достать руку с лакомством и с помощью него снова посадить собаку перед собой. Чтобы работу можно было продолжать, собака должна быть заинтересована в лакомстве. Некоторые собаки, особенно те, кто начинают занятие, но постоянно направляются лакомством, начинают избегать действия, оглядываясь вокруг или опуская голову вниз. Проводник в этом случае должен просто переждать, ничего не говоря. Даже такие собаки в конце концов бросают взгляд на проводника, ища его глаза. Похвала и награда в этом случае должны последовать незамедлительно.

    Собаки быстро усваивают, что фронтальная позиция, когда руки проводника опущены вниз означает, что «игра» начинается, то есть чем скорее ты встретишься с хозяином взглядом, тем скорее он даст лакомство. Для спортивных собак, которые готовятся для соревнований, одна из целей обучения обусловленному контакту глазами заключается в том, чтобы перенаправить драйв от мячика или лакомства на занятие фронтальной позиции. Мы поясним эту концепцию ниже. Для собак фиксированная позиция перед проводником – это более чем половина навыка подхода по команде. Хороший подход базируется как на том, чтобы сделать его для собаки приятным, так и на понимании ею фронтальной позиции.

    ОШИБКИ ПРОВОДНИКА
    Какие же ошибки совершают проводники? Чаще всего они бывают нетерпеливы и пытаются действовать за собаку, производя шум, зовя собаку по кличке, наклоняясь к ней и пытаясь поймать ее взгляд, трогая собаку и т.п. Спокойствие - ключевое слово. Чтобы мотивационная дрессировка работала наилучшим образом, необходимо, чтобы собака сама набрела на правила обучения. Проводник не может учиться за свою собаку, он всего лишь выстраивает ситуацию таким образом, чтобы собака начала учиться.

    Вторая ошибка, которую может сделать проводник, состоит в том, что он видит, что контакт глазами есть, но не реагирует достаточно быстро, чтобы вовремя это вознаградить; похвала заканчивается, когда контакта уже нет. Для инструктора не всегда является возмож ным увидеть, когда собака только вcтречается глазами с проводником, обычно видно только, что выражение лица проводника изменилось. Когда мы видим это, мы справшиваем, был ли контакт глазами.

    Если ответ утвердительный, мы можем тогда указать, что собака не получила никакой обратной связи в нужный момент. Для проводника требуется несколько повторений, чтобы начать реагировать соответственным образом. Собаки обычно терпеливы, потому что там находится лакомство, которое их удерживает.

    СПОРТИВНЫЕ ГРУППЫ
    Если собака должна быть подготовлена для соревнований, мы начинаем систематически корректировать и проверять навык. Перед этим собака должна быть способна быстро установить контакт глазами как во фронтальной позиции, так и в положении рядом с проводником, хотя бы в течение нескольких секунд. Лакомство или игрушку можно давать случайным образом после того, как собаку хвалят или отпускают.

    Большинство проводников автоматически обнаруживает ключ к исправлению невнимания и, таким образом, к увеличению продолжительности контакта глазами: если собака теряет контакт или даже перемещает взгляд в сторону, где снова должно появиться лакомство - они ждут. Когда собака снова возвращает взгляд, поведение возврата взгляда закрепляется, так как собака сама исправила его и таким образом обнаружила важное правило: нет работы – нет награды.

    Когда собака уже достаточно подготовлена, мы можем начать фазу проверки, где преднамеренно устраиваются различные отвлечения, чтобы сделать правильное выполнение собакой навыка более сложным. Как только собака научится игнорировать посторонние раздражители, нужное поведение будет хорошо закреплено.

    Например, проводник принимает основное рабочее положение с собакой перед ним. При этом руки могут находиться в естественном положении по бокам; лакомство или мяч зажаты в руке. Резко дерните плечом. Собака взглянет на плечо или на руку. Если рука остается там, где была, собака должна немедленно возобновить контакт глазами. Снова дернитесь ... и снова, пока собака не перестанет поддаваться на отвлечение. Похвала и награда следуют как обычно.

    Постепенно можно переходить от дерганий плечом к сбросу игрушки или лакомства из поднятой руки. Когда вы бросаете лакомство, можно использовать поводок, чтобы не дать собаке достать лакомство преждевременно.

    Также можно использовать переключение собаки на мяч, который в качестве коррекции убирается от пасти, чтобы начать упражнение снова. В качестве поощрения собака отпускается к мячу или лакомству, одновременно с командой «возьми».

    После этого этапа уже можно двигаться к началу обучения контакту глазами и вниманию во время движения рядом и перемещений. Тем проводникам, кто для направления или мотивирования нужного поведения использует поводок, чтобы исправить невнимательность собаки, следует повторять фазы проверки и коррекции с помощью рывка поводком.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Когда вы обучаете контакту глазами мотивационным методом, не должно быть никаких команд или касаний собаки, только простая схема: есть вознаграждение – нет вознаграждения. Поскольку основные рабочие позиции, «рядом» и фронтальная, автоматически подразумевают внимание собаки, пока не будет дано другой команды, мы предпочитаем в течение этой фазы не использовать команду на привлечение внимания. Позже, если в этом будет необходимость, может быть введена специальная команда, означающая включение внимания. Кроме того, начинающие проводники имеют тенденцию неправильно использовать команды включения внимания, полагаясь в обучении собаки на произнесенные слова, а не на действия.

    Описанный метод обучения контакту глазами развивает в проводнике навык своевременной реакции на действия собаки, терпение и способность «видеть». Все это дает проводнику умение предугадывать поведение собаки и таким образом эффективно реагировать на него. Мотивационный треннинг убирает акцент с контроля над животным со стороны хозяина и делает больший акцент на надежность собаки по отношению к поставленной задаче. Для некоторых проводников такой вид двустороннего общения создает самый приятный вид партнерства.

    Собака учится решать проблемы, она меньше полагается на проводника, надеясь получить помощь от него, и таким образом обучается быстрее, за счет того, что находит свое собственное решение. Многие собаки будут чувствовать меньшее давление, если их проводники позволят им активно искать правильное решение самостоятельно. Собака будет работать с большей отдачей, потому что она усвоила правила работы: чем скорее ею будет предложено правильное поведение, тем скорее будет вознаграждение.

    Навыки могут корректироваться и проверяться с наименьшим стрессом для собаки, поскольку драйв или мотивация к объекту вознаграждению остаются высокими. Собака может быть скорректирована, но тем не менее в ожидании вознаграждения продолжать активно работать и искать правильное решение. Для мягких или неохотно работающих собак такой способ обучения является важным и необходимым.

    «Предельная готовность» в вырабатываемом поведении может быть достигнута уже во время начального этапа процесса обучения (что исходит из генетики собаки) за счет ожидания поощрения.

    Через некоторое время потребность следить за рукой с лакомством и передвижки в стороны должны исчезнуть, так как собака научится направлять свое желание получить вознаграждение в ровную посадку перед проводником или рядом с ним, в сочетании с контактом глазами. Собака направляет всю энергию, созданную желанием награды, в поведение, которое хочет видеть проводник.

    Навыки обучения, которые усваивают проводник и собака, а также очень нужное на практике поведение внимания сослужат хорошую службу как отношениям в тандеме человек-собака, так и прогрессу в тренировках по послушанию. Будет ли в дальнейшем проводник придерживаться методов бесконтактной дрессировки, мотивационного обучения или сочетать их с коррекцией поводком, принудительной дрессировкой – это уже зависит от его персональных предпочтений. Но коммуникация уже началась.

    __________________________________________________ __________________
    Смерть стОит того, чтобы жить, а любовь стОит того, чтобы ждать. В.Цой


  3. #3
    Administrator Аватар для Кай-Барс
    Регистрация
    11.11.2010
    Адрес
    Москва, Южное Шайтаново
    Сообщений
    1,207

    По умолчанию

    Самые важные моменты в дрессировке.

    1. Как упростить дрессировку? Выгуляйте хорошенечко собаку перед дрессировкой. Физически уставшая она будет меньше отвлекаться, и будет куда лучше работать. Такая маленькая хитрость раза в 3-4 упростит дрессировку.
    2. Не частите с командами. Делайте небольшие паузы между командами. Например, отрабатывая «сидеть», «лежать» и «стоять», делайте перед подачей следующей команды паузу от 5-10 секунд. То есть не нужно частить с подачей команд, иначе у собаки взорвётся мозг.
    3. Подаётся только одна команда. Не нужно повторять какую бы то ни было команду более двух раз. Потом собака будет слушаться только со второй, третьей и так далее команды.
    4. Мешайте команды. Собака не должна знать, какая команда будет подана в следующий раз. То есть те же «сидеть, лежать и стоять» должны подаваться в разнобой. Не по порядку. Также, нужно постоянно менять порядок выполнения команд. Например, обычно после выдержки вы отрабатывали команду «ко мне», а теперь отработайте команду «рядом». В общем занимайтесь всеми командами, но мешайте всё как кашу.
    5. Собака тоже устаёт. Излишества в дрессировке вредны. Животное не может пожаловаться вам, что, возможно, у него болит голова или что-то ещё. А может быть, сегодня у него чуть-чуть другой настрой, и команды выполняются как-то неохотно. Со временем собака будет слушаться хозяина всё лучше, а потом будет идеально работать при любых обстоятельствах. Но вы должны помнить, что имеете дело не с компьютером, а с живым существом.
    6. Торможение. Бывает так, что во время процесса дрессировки собака выглядит какой-то запуганной. Команды вроде и выполняет, но как-то боязливо, неуверенно. Скорее всего, вы были слишком строги, это первые занятия животного либо нагрузка была слишком велика. Тогда добейтесь выполнения любой самой простейшей команды, после чего щедро похвалите собаку. Причём поощрять нужно в 3-4 раза дольше обычного. Когда собака поймёт, что хозяин одобряет её – будет работать в несколько раз лучше. Неплохой вариант - прерваться на игру или выгул.
    7. Побег. Бывает так, что щенок или собака срывают занятия и устремляются за каким-нибудь раздражителем вроде пробегающего мимо кота или собаки. В общем, причина найдётся. Тогда нужно отрабатывать выдержку сначала на длинном поводке – так вы сможете легко догнать животное, как бы быстро оно не бегало. Достаточно длины поводка в 3-5 метров (поводок с карабином обойдётся очень дешево). В принципе, кроме выдержки он не особо где-то ещё нужен, разве что при обучении походить по команде и отучении брать с пола.
    8. Идеальное послушание. Не сразу, постепенно и планомерно учите собаку командам, добиваясь того, чтобы она слушала вас в любой ситуации. Для начала настойчиво дрессируйте основным командам и добивайтесь их моментального выполнения в спокойных условиях. Когда все команды будут выполняться животным идеально, пора будет усложнять дрессировку, создавая искусственно ситуации, в которых животное должно вас слушаться.
    9. Дрессирует только один. Собака должна выполнять основные команды от всех членов семьи. Для этого не обязательно ходить и дрессировать всем, но знать, как добиться выполнения самых основных команд должен каждый. На самой дрессировочной площадке должен присутствовать только один член семьи, иначе собака будет отвлекаться.

    __________________________________________________ __________________
    Смерть стОит того, чтобы жить, а любовь стОит того, чтобы ждать. В.Цой


Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •